Космическая промышленность РФ – что нас ждёт?

06 Сен, 2013

Россия с освоением космоса связаны неразрывно. Ещё во времена СССР наша страна первой отправила на орбиту планеты собственный спутник, а через некоторое время — первого человека-космонавта.

Россия с освоением космоса связаны неразрывно. Ещё во времена СССР наша страна первой отправила на орбиту планеты собственный спутник, а через некоторое время - первого человека-космонавта. На этом успехи страны в этой промышленности не закончились -  были созданы орбитальные станции, на орбите проходили долговременные экспедиции; отправлялись исследовательские зонды к другим космическим телам. Но вот великий и могучий СССР рухнул, и вся космическая отрасль страны государства вошла в тёмную полосу истории... Может быть, это будет казаться вам странным, но конкретно эта затратная отрасль, космическая промышленность России, смогла не просто выжить в жёстких условиях последних 20 лет недальновидных "реформ", но даже перестроилась на хозрасчёт и реально вышла на самоокупаемость! То бишь, именно у в этом деле было достигнуто то, к чему хотели привести страну её последние лидеры. А главный парадокс - в том, что в большей степени перестройка космонавтики на коммерческие рельсы прошла без вмешательства государства. Все остальные мировые игроки в этой отрасли беспрерывно скандалили в СМИ, очерняя как только можно нашу космическую промышленность. Речь идёт об орбитальной станции "Мир", со слов многих иностранных специалистов слишком опасной, также – о том, что мы сами ничего нового не можем разработать; список обидных и необоснованных выпадов можно продолжать до бесконечности. Но в то же время как американские так и европейские астронавты довольно часто наведывались на тренировки и на нашу станцию "Мир"  - вплоть до самого её уничтожения. И полтора года только Россия и доставляла американских и остальных астронавтов на МКС (легендарную Международную космическую станцию) и назад. Одновременно с этим всем известные, хвалённые челноки США (Спейс Шаттл) выходили из строя один за другим и всеми участниками программы МКС были признанны очень ненадёжными. А Союзы нашего производства как выпускались и летали ещё до шаттлов, и ещё немало полетают. Это проявилось после 10-ого года – в тот год американские челноки масштабно списали. МКС смогли посещать все желающие, только благодаря отечественной космической программе. И то, что наши специалисты делали за 10-20 млн. долларов США, сами США ни за какие деньги не смогли бы себе позволить. И тут же, российскую космонавтику окрестили таксистами космоса. Но ведь наши космонавты, не в пример нашим таксистам, летают на кораблях нашего, же производства. Так что, мы не просто "космические таксисты", мы и изготовители этих такси и авторы всех технологий, которые позволили это сделать. И мы сами создаём планы наших программ по развитию исследования космоса. Заметим – в российской космонавтике преобладает гражданская направленность. А в США в то же время исследование космических тайн ассоциируется с сверхсекретными закрытыми от чужих глаз конторами, не в пример российской космонавтики, почти  целиком гражданской. Безусловно, гордиться нашей космонавтикой во времена участившихся неудачных стартов, время разрушения спутников один за другим, очень сложно. Но злорадствовать не будем. Ведь у нас всё так интенсивно разваливалось последние два десятилетия. А космонавтика не исчезла, она на плаву! И если мы хотим спасти то, что у нас есть, и ещё время от времени утирать американцам нос, нельзя опускать руки.

На этом успехи страны в этой промышленности не закончились — были созданы орбитальные станции, на орбите проходили долговременные экспедиции; отправлялись исследовательские зонды к другим космическим телам. Но вот великий и могучий СССР рухнул, и вся космическая отрасль страны государства вошла в тёмную полосу истории…

Может быть, это будет казаться вам странным, но конкретно эта затратная отрасль, космическая промышленность России, смогла не просто выжить в жёстких условиях последних 20 лет недальновидных «реформ», но даже перестроилась на хозрасчёт и реально вышла на самоокупаемость! То бишь, именно у в этом деле было достигнуто то, к чему хотели привести страну её последние лидеры. А главный парадокс — в том, что в большей степени перестройка космонавтики на коммерческие рельсы прошла без вмешательства государства.

Все остальные мировые игроки в этой отрасли беспрерывно скандалили в СМИ, очерняя как только можно нашу космическую промышленность. Речь идёт об орбитальной станции «Мир», со слов многих иностранных специалистов слишком опасной, также – о том, что мы сами ничего нового не можем разработать; список обидных и необоснованных выпадов можно продолжать до бесконечности. Но в то же время как американские так и европейские астронавты довольно часто наведывались на тренировки и на нашу станцию «Мир» — вплоть до самого её уничтожения.

И полтора года только Россия и доставляла американских и остальных астронавтов на МКС (легендарную Международную космическую станцию) и назад. Одновременно с этим всем известные, хвалённые челноки США (Спейс Шаттл) выходили из строя один за другим и всеми участниками программы МКС были признанны очень ненадёжными. А Союзы нашего производства как выпускались и летали ещё до шаттлов, и ещё немало полетают. Это проявилось после 10-ого года – в тот год американские челноки масштабно списали. МКС смогли посещать все желающие, только благодаря отечественной космической программе. И то, что наши специалисты делали за 10-20 млн. долларов США, сами США ни за какие деньги в долг не смогли бы себе позволить.

И тут же, российскую космонавтику окрестили таксистами космоса. Но ведь наши космонавты, не в пример нашим таксистам, летают на кораблях нашего, же производства. Так что, мы не просто «космические таксисты», мы и изготовители этих такси и авторы всех технологий, которые позволили это сделать. И мы сами создаём планы наших программ по развитию исследования космоса.

Заметим – в российской космонавтике преобладает гражданская направленность. А в США в то же время исследование космических тайн ассоциируется с сверхсекретными закрытыми от чужих глаз конторами, не в пример российской космонавтики, почти целиком гражданской.

Безусловно, гордиться нашей космонавтикой во времена участившихся неудачных стартов, время разрушения спутников один за другим, очень сложно. Но злорадствовать не будем. Ведь у нас всё так интенсивно разваливалось последние два десятилетия. А космонавтика не исчезла, она на плаву! И если мы хотим спасти то, что у нас есть, и ещё время от времени утирать американцам нос, нельзя опускать руки.

Похожие статьи